Страничка учителей-логопедов

Рекомендация для родителей от учителя-логопеда

Валентины Николаевны Татаевой

Нужна ли подготовка к школе?

            В последние годы проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Родители внимательно следят за их ростом и развитием своих детей, и часто в 6-7 лет мучаются в сомнениях: «Идти или не идти в школу?» Кто сможет ответить на этот вопрос? Психологи, педагоги, а может сами родители?

Но, к сожалению, осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить на интересующие их вопросы.

Хотим заметить одно: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе – объем знаний, который должен иметь ребенок. Ребёнок с широким кругозором это здорово, но первостепенными должны быть – возрастные особенности первоклассника, его физическая готовность пойти в школу, надо дать ему окрепнуть перед школой, уделить внимание развитию координации движения руки (лепка, рисование, вышивание).

Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что образование это не только отличная школа, образцовый учитель, хорошие оценки, а скорее возможность осознанного выбора, радость открытий и новых возможностей.

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.

Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты:

Представления об
окружающем мире:
– уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности; – иметь представление о сезонных явлениях природы; – знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Элементарные
математические
представления.
– состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел); – как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; – цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; – знаки +, -, =, >, <; – название текущего месяца, последовательность дней недели; Он должен уметь: – называть числа в прямом и обратном порядке; – соотносить цифру и число предметов; – составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; – пользоваться знаками арифметических действий; – измерять длину предметов с помощью условной меры; – составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; – делить круг, квадрат на 2 и 4 части; – ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Речь  – строить сложные предложения разных видов; – составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; – находить слова с определенным звуком; – определять место звука в слове; – составлять предложения из 3-4 слов; – членить простые предложения на слова; – членить слова на слоги (части); – различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; – самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.  

Рекомендация для родителей от учителя-логопеда

Спиридонова Оксана Алексеевна

Советы логопеда родителям дошкольников

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия – нарушение звукопроизношения – замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определенными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

Логопед советует:

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать “детский язык”.
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель – заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребенка на положительный результат, чаще хвалить его.

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести

косички из разноцветных шнурков.

  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия.

Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА.

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат,если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

2. За одно занятие не следует давать больше трех – четырех упражнений.

3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.

4. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.

  1. Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.

Предупреждение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому развитию?

1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребенком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.

2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребенок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3. Не следует раздражаться детской «болтовней», ребенок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4. Не рекомендуется перегружать ребенка – учить буквы, обучать чтению в трех – четырехлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее

благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.

5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребенка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями – это может привести к заиканию.

6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребенка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

100 КНИГ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ РЕБЕНКУ ДО 7 ЛЕТ

Как же все-таки приучить ребенка к чтению? Предлагаю списки художественных книг для детей разного возраста. 

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ)

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.

КАК ЧИТАТЬ?

• В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
• Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
• Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
• Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
• Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.

ЧТО ЧИТАТЬ?

• Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
• Стихи со звукоподражанием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег» 
2. Аронзон Л. «Кому что снится» 
3. Барто А. «Игрушки» 
4. Бергельсон А. «Ура для комара» 
5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето» 
6. Благинина Е. «Стихи для детей» 
7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха» 
8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда» 
9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!» 
10. Майер Н. «Лесные смешинки» 
11. Маршак С. «Детки в клетке» 
12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких» 
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка» 
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского 
16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?» 
17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет» 
18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года» 
19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа» 
20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

КАК ЧИТАТЬ?

• Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время.
• Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
• Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
• Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

ЧТО ЧИТАТЬ?

• Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
• Небольшие стихотворения (4-12 строк).
• Стихотворные загадки.
• Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андерсен Г. Х. «Дюймовочка», Огниво», «Сказка о стойком оловянном солдатике» 
2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат» 
3. Гаршин В. «Лягушка-путешественница» 
4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной» 
5. Даль В. «Старик-годовик» 
6. Дональдсон Д. «Груффало» 
7. Ершов П. «Конек-Горбунок» 
8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка» 
9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке» 
10. Левин В. «Глупая лошадь» 
11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки» 
12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет» 
13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?» 
14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка» 
15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой» 
16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» 
17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя» 
18. Сеф Р. «Кто на кого похож» 
19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?» 
20. Толстой Л. «Сказки и рассказы» 
21. Тувим А. «Азбука», «Где очки» 
22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик» 
23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр» 
24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь» 
25. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать – это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально – и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

КАК ЧИТАТЬ?

• Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
• Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз – так проще запоминаются детали.
• Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
• Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях, справочниках или интернете.
• Сводите ребенка в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.

ЧТО ЧИТАТЬ?

• Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
• Истории в духе «добрым молодцам урок» – в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
• Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
• Обучающие пособия для подготовки к школе.
• Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бажов В. «Серебряное копытце» 
2. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса» 
3. Бианки В. «Рассказы о животных» 
4. Волков А. «Волшебник Изумрудного города» 
5. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города» 
6. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка» 
7. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке» 
8. Гэллико П. «Томасина» 
9. Доктор Сьюз «Сказки» 
10. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке» 
11. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу» 
12. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица» 
13. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 
14. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
15. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все» 
16. Сказки народов мира 
17. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры» 
18. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче» 
19. Остер Г.Б. «Котенок по имени Гав и другие истории» 
20. Пришвин М. «Лесной хозяин» 
21. Пушкин А.С. «Сказки» 
22. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена» 
23. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы» 
24. Романова Н. «Муравей Красная Точка» 
25. Русские народные былины 
26. Толстой А.Н. «Приключения Буратино» 
27. Уайлд О. «Звездный мальчик» 
28. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» 
29. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса» 
30. Чаплина В. «Кинули»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги – одну выбираете вы, вторую – он.

КАК ЧИТАТЬ?

• Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять – на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
• Читайте сказки и басни по ролям.
• Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
• Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т.д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
• Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» – в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

ЧТО ЧИТАТЬ?

• Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
• То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адамс Р. «Обитатели холмов» 
2. Барри Дж. «Питер Пэн» 
3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король» 
4. Грэм К. «Ветер в ивах» 
5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика» 
6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные» 
7. Диккенс Д. «Истории для детей» 
8. Драгунский В. «Денискины рассказы» 
9. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе» 
10. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех» 
11. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье» 
12. Легенды и мифы Древней Греции 
13. Лондон Дж. «Белый клык» 
14. Льюис К. «Хроники Нарнии» 
15. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля» 
16. Одоевский В. «Городок в табакерке» 
17. Олеша Ю. «Три толстяка» 
18. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной» 
19. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода» 
20. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных» 
21. Таск С.Э. Тайна рыжего кота 
22. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий» 
23. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей» 
24. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная» 
25. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

Ваш учитель – логопед Оксана Спиридонова