Страничка педагога дополнительного образования по шахматам

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ

(Предназначены детям дошкольного и младшего школьного возраста,

а также родителям и педагогам)

Решение шахматных задач является самым занимательным и творческим мыслительным процессом, требующим от детей пространственного воображения, логического мышления, рассуждения и отображение своих мыслей на бумаге, в виде рисунков и записей шахматных нотаций. Каждый из них является генералом своей армии на шахматном поле, каждый вправе сделать тот или иной ход, просчитать и определить направление ударов по шахматным фигурам, объявить шах и мат. Очень важно чтобы дети на своих первых занятиях по решению задач работали вместе с педагогами или родителями. Используя при этом цветные карандаши, бумагу, линейку, ручку, ластик, шахматный набор. Процесс первых проб и ошибок должен быть совместным. Обучение должно превратиться в интересный познавательный процесс, а не в однообразную шаблонную рутинную работу. Что же необходимо для этого? Во-первых, импровизация, использование шахматных стихотворений, поговорок, считалочек. Мы педагоги, родители, должны вдохнуть душу в каждую шахматную фигуру, стоящую на поле. Анализируя мы должны уметь определять ошибки в решениях тех или иных задач. При анализе нужно пытаться ответить на 3 вопроса:

  1. Где были сделаны главные ошибки, и как можно было их избежать?
  2. Какой был план у каждой стороны?
  3. Какова была причина ошибки?

Анализ в решении шахматных задач чрезвычайно важен для улучшения качества будущей игры. И надо запомнить основное правило «В шахматах проигрывает самый невнимательный».

Так, что же необходимо сделать для успешного решения той или иной задачи? Прочитать или прослушать, и определить во сколько ходов нужно поставить шах и мат.

  1. Записать шахматную нотацию (местоположение белых и черных фигур).
  2. Оценить количество и положение черных и белых фигур на шахматном поле.

(Сколько легких и тяжелых фигур находится в твоей армии, по возможности расчерти шахматное поле и нарисуй фигуры на шахматном поле).

  • Оценить и определить количество пешек на шахматном поле (название пешек записать, определить какие из пешек превращаемые).
  • Состояние и местоположение матуемого короля.
  • Определить связки шахматных фигур.
  • Определить фигуру, которой можно пожертвовать для достижения успеха, отметить это цветными карандашами.
  • Отметить стрелочками (разноцветными карандашами) места нанесения предполагаемых ударов по королю.
  • Проиграть поэтапно ходовку каждой шахматной фигуры.
  • Записать сколько способов шаха и мата приводит к выигрышу.
  • Отобрать из них более короткое и действенное.
  • Записать решение в виде шахматной нотации или отобразить стрелочками.